Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 22.01.2020, 19:51

МБОУ "ОШ Сельхозтехника"


Меню сайта
Меню сайта
Какие социальные сети Вы используете?
Всего ответов: 18
Меню сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
    


Каталог файлов

Главная » Файлы » Корягина Елена Николаевна » Учитель года - 2017

Пояснительная записка к презентации
20.02.2017, 09:52

Пояснительная записка
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.
Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Проблема воспитания здоровой и гармоничной личности стоит на первом месте в любом обществе, тем более, что социальные условия усложняются и требуют от сегодняшних школьников активности, инициативы, предприимчивости, самостоятельности и просто энергии для того, чтобы трудиться.
И одной из главных задач школы является не только обучить ребенка, наделив его необходимым запасом общеучебных умений и навыков, но не менее важно – научить его культуре здоровья. Количество первоклассников, имеющих отклонения в состоянии здоровья увеличивается: 2014 год- 19%,2015 год-21%, 2016 год-23 %. Тенденция к росту заболеваемости различными формами сколиоза, плоскостопия, патологии зрительной системы.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность.
Между тем возникают противоречия:
между необходимостью организации целенаправленной педагогической работы по формированию у младших школьников поведения, основывающегося на представлениях о здоровом образе жизни, и отсутствием системной работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни;
- между необходимостью повышения эффективности процесса приобщения младших школьников к здоровому образу жизни и недостаточностью научно-методических разработок по формированию у них ценностной ориентации.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий, содействующих гармоничному развитию младших школьников в процессе обучения и формированию культуры здорового образа жизни посредством здоровьесберегающего подхода.
Длительность работы над опытом. Работа над опытом продолжалась в течение 3 лет: с 2013 по 2016 гг.
Диапазон опыта представлен единой системой «урок - внеклассная работа»
Новизна опыта: Создание системы организационно- педагогических мероприятий, ориентированных на формирование у младших школьников культуры здорового образа жизни. Разработана программа «Формирование культуры здорового образа жизни и ценности здоровья у младших школьников»
Целью данного педагогического опыта является создание специальных педагогических условий для формирования культуры здорового образа жизни младших школьников посредством здоровьеформирующего подхода.
Задачи:
- обеспечить условия для расширения знаний, умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, качеств и свойств личности;
- разработать и апробировать систему работы по формированию культуры здорового образа жизни в классном коллективе;
- показать эффективность внедрения в работу учителя начальных классов рекомендаций, приемов, технологий, связанных со здоровьесберегающей педагогикой;
- способствовать созданию здоровьесберегающей среды и повышению социальной комфортности субъектов образовательного процесса в пространстве школы;
- проанализировать эффективность используемых приёмов и методов по формированию культуры здорового образа жизни.
Разрешение поставленных цели и задач повлияли на построение моей системы работы.
1. Специальные занятия для наиболее успешной адаптации учащихся “Минутки вхождения в день”.
В 1-ом классе я проводила эти занятия 3 раза в неделю в сентябре и октябре, в последующие месяцы 1 раз в неделю (в понедельник обязательно) и по мере необходимости в дальнейшем. Во 2-м-3-м и 4-м классах в понедельник обязательно, в дальнейшем по необходимости, по желанию. В 1-м классе “Минутки” проводятся 10 минут перед занятиями (такая возможность существует, т.к. уроки в период адаптации длятся 30 минут), в дальнейшем “Минутки” можно проводить на этапе “оргмомент”. “Минутки” можно проводить в виде бесед, упражнений с сюжетным содержанием, с музыкальным сопровождением, с элементами психогимнастики. После проведения таких занятий детям намного легче было войти в школьную жизнь.
2. Игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Игры на всех этапах урока, а именно игры на:
-развитие внимания;
-развитие памяти и восприятия, наблюдательности;
-развитие произвольных движений и самоконтроля;
-развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации;
-развитие мышления и речи.
3. Известно, что при эмоциональном напряжении возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц.
Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, поэтому я учу детей расслаблять мышцы, чувствовать напряжение мышц, изменять степень их напряжения и совсем снимать его, расслабляя определённые группы мышц. Упражнения на релаксацию я провожу в течение 3-5 минут на любом уроке. Для освоения техники релаксации применяю следующие приёмы:
• метод подражания (имитация) – поза “дремлющего кучера”;
• метод удобного положения;
• метод смены напряжения и расслабления мышц;
• метод “дыхания по кругу”.
• словесный метод (рифмованные упражнения).
4. С целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности, профилактики нарушения осанки, повышения внимания и эмоционального тонуса я использую кратковременные перерывы на занятиях(1-3 мин.) – физкультминутки. Они проводятся ежедневно, по 2-3 на каждом уроке, примерно на 10-й и 20-й минутах.
5.Так же я провожу физкультурные паузы – комплекс физических упражнений и игр, проводимых между занятиями.
Учащимся более интересен групповой способ проведения физкультурных пауз, т.к. он носит комбинированный характер и состоит из комплекса физических упражнений, подвижных и музыкальных игр.
После проведения физкультурных пауз и физкультурных минуток, дети становятся более активными, их внимание активизируется, формируется мотивация к изучаемому предмету, улучшается психоэмоциональное состояние, изменяется отношение к себе и своему здоровью.
6.Для профилактики близорукости, замедления её прогрессирования я использую зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока.
Достигается это за счёт максимального удаления от глаз учеников учебного дидактического материала. Тем самым создаются предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц, долгое время функционировавших в режиме ближнего зрения. Эту работу я чередую с занятиями на ближних дистанциях (работа с учебником, письмо и т.д.). Также в своей работе я использую изображения разного рода траекторий, по которым дети “бегают” глазами; игру “Весёлые человечки”, “Бабочка”. Использую упражнения для тренировки мышц век, улучшения кровообращения и расслабления глаз, снятия утомления глаз. На практике использую специальную гимнастику для глаз, разработанную специалистом по охране зрения детей профессором Э.С.Аветисовым. Упражнения для тренировки зрения и для снятия напряжения я провожу ежедневно на переменах, во время физкультминуток в течение 2-4 минут.
7. В оздоровительных целях в нашем учреждении созданы условия для удовлетворения потребности учащихся в движении. Одним из мероприятий для осуществления двигательной активности является проведение динамических пауз, предполагающих проведение подвижных игр, спортивных часов, эстафет.
Главная цель, которую я ставлю перед собой, дать возможность каждому ребёнку побыть в движении, почувствовать своё тело, показать значение двигательной активности.
Для проведения динамических пауз подбираю игры, правила которых позволяют детям, не нарушая хода, вступать в игру и выходить из неё в любое время. Чаще всего для проведения подвижных перемен я использую народные игры, т.к. они способствуют совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Корме того, в играх много познавательного материала, способствующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности. Мой опыт работы показывает, что проведение динамических пауз необходимо, чтобы утомление не наступало слишком быстро, не было чересчур глубоким, чтобы отдых был более эффективным.
8. Проблема укрепления и сохранения здоровья побудила у меня интерес и желание написать программу «Формирование экологической культуры, здорового образа жизни и ценности здоровья» и проводить с детьми своего класса занятия по этой программе. Цель занятий - научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье в согласии с законами природы, законами бытия.
В своей работе я ориентировалась не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и на становление его мотивационной сферы, гигиенического поведения, реализацию усвоенных ребёнком знаний и представлений в реальном его поведении.
Методику работы с учащимися я строила в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребенком, делала акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. В своей работе я использую следующие формы и методы:
• беседы с учащимися о ЗОЖ;
• физкультминутки на уроках;
• гимнастика до занятий;
• прогулки, игры на свежем воздухе;
• экскурсии, походы в лес;
• подвижные перемены;
• дни здоровья
• родительские собрания с приглашением медработника;
• спортивные мероприятия в классе и в школе;
• выпуск газет и бюллетеней на спортивную тематику;
• игры- путешествия в страну Здоровья;
• уроки- соревнования;
• конкурсы, КВНы, утренники
9. Большую роль в решении проблемы укрепления и сохранения здоровья играет семья. Основной целью работы с родителями я поставила просвещение в вопросе по воспитанию ЗОЖ у детей в семье, переориентировать родителей из сторонних наблюдателей в активных участников здоровьетворчества. Младший школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребёнок будет жить по тем правилам и законам, которые существуют в семье.
10.Большое значение в своей работе я отвожу мониторингу.
Проанализировав ответы родителей и учащихся на анкеты по сформированности гигиенических навыков и мотивации к ЗОЖ в начале и в конце учебного года, я пришла к выводу: результаты значительно изменились (показатели улучшились).
1.Значительно возрос процент учащихся, соблюдающих правила гигиены и режимные моменты, положительный результат виден и в развитии мотивации ЗОЖ.
2.Проводимая в течение года (в 1-м классе) психокоррекционная работа способствовала улучшению психического состояния детей, что нашло отражение в динамике изменений исследуемых параметров. Повысились показатели адаптации (с 41,7% до 75% - высокий уровень), с низким уровнем адаптации в конце учебного года учащихся не наблюдалось.
3. На начальной ступени обучения отмечается высокий уровень распространенности простудных и хронических заболеваний. К концу обучения в начальной школе эти показатели значительно снижаются. Увеличивается количество неболевших детей (с 3-х человек до 5-и человек), количество детей с хроническими заболеваниями остаётся стабильным.
Повысился интерес у учащихся к конкурсам и проектам здоровьесберегающей направленности.
Проанализировав результаты всех исследований и наблюдений за учащимися своего класса за 4 года, я пришла к выводу: работа, проводимая мной по охране и укреплению здоровья учащихся, дала положительный результат. Особое внимание уделялось гигиеническому образованию: профилактике заболеваний, питанию, закаливанию, развитию мотивации к здоровому образу жизни. Полученные данные позволяли мне осуществлять индивидуальный подход к ученикам путём применения различных методов обучения и воспитания.
Таким образом, основные задачи педагога, работающего над формированием здоровьесберегающей среды, заключается в том, чтобы подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.
Здоровье так же заразительно, как и болезнь.
“Заразить здоровьем” - вот цель, к которой стремиться школа.
В заключении, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж.Руссо хочется сказать: “Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”.
Литература.
1. Бутова С.В.Оздоровительные упражнения на уроках / С.В.Бутова //Начальная школа.- №8.- 2006.-с.98.
2. Елизарова Л.Н. Оздоровительная работа в начальной школе/ Л.Н.Елизарова, С.Н.Чирихин// Начальная школа. - №9.- 2000. – с.93.
3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1 – 4 классы/ В.И.Ковалько.- М.:ВАКО. -2004. – 296с.
4. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра/Е.П.Митина//Начальная школа. - №6. – 2006.- с.56.
5. Ракитина Л.И. Способы борьбы с усталостью учащихся и потерей внимания на уроках/Л.И.Ракитина, Г.Д.Чамовских//Завуч начальной школы. - №8. – 2007. – с.69.
6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы/Н.К.Смирнов.- М.:АПКПРО. – 2002.- с.10.
7. Сураева Л. Технология педагогики здоровья/Л.Сураева, О.Федорахина//Приложение к журналу “Директор школы”: “Экспресс опыт”.- №2.- 1999. – с.6-12.
8. Цабыбин С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе/С.А.Цабыбин. – Волгоград: Учитель. – 2008.- 172с.

Категория: Учитель года - 2017 | Добавил: tatyana45
Просмотров: 136 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Погода
Сайт ТНШ
О ЕГЭ и ГИА
Внимание!
Новости школы
[17.01.2020]
Конкурс сочинений «Без срока давности» (0)
[17.01.2020]
Онлайн-родительское собрание (0)
[17.01.2020]
Несение почетной вахты на Посту №1 (0)
Дневник.ру
НИРО
ФИПИ
УО Арзам. района
ИМК
Администрация АР
Минпросвещения РФ
Форма входа

               



Copyright MyCorp © 2020